?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возрождение русских святынь: Храм Живоначальной Троицы

Небольшой, но на редкость красивый и незаслуженно забытый памятник русского зодчества конца XIX века Храм Живоначальной Троицы в Ивангороде, получил шанс на возрождение. Центр национальной славы в начале этого года выступил с инициативой ремонта и реконструкции Храма, на что откликнулись представители российской бизнес элиты. И работа закипела.


Крепость на лошадиной шкуре
В 1496 году Иван III Калита проезжал по местам близ Эстляндии (Эстонии) и был немало удивлен открывшемся видам – мощные водопады низвергались с огромной высоты, унося с собой 60 тысяч кубических футов воды в секунду. Зрелище было тем более удивительно, что здесь проходил торговый морской путь, и множество кораблей приходилось тащить по суше, обходя водопад. Местность с таким уникальным природным явлением была, на удивление, безветренной, а здешняя земля рождала богатые урожаи. Иван Калита, недолго думая, решает воздвигнуть здесь Ивангородскую укрепительную крепость. Существует легенда о споре русского царя с литовцами. В этой легенде говорится, что Иван III построит крепость на лошадиной шкуре взамен чего литовцы покинуть русские земли. Естественно, враги не поверили, что такое строительство возможно и заключили спор. Но не так-то прост был русский владыка – он позвал лучшего мастера и велел выделать шкуру самого крупного коня так тонко, чтобы, разрезав ее на полоски, можно было бы охватить большую территорию. Так и вышло, и литовцы покинули будущую Ивангородскую землю восвояси. Первоначальная крепость была совсем небольшая. Но в дальнейшем ее достраивали, и сейчас это огромное сооружение с полуразвалившимися стенами и башнями представляет собой уникальный памятник старины. Сейчас со стен крепости открывается великолепный вид на Нарву: дома с черепичной кровлей, чистенькие улочки, ухоженный пляж. С этих стен рукой можно дотянуться до Нарвской крепости, которая была построена немногим позже.
Жизнь на благо России
Благодаря своим водопадам, Ивангород в середине XVIII века привлек известных промышленников России. Одним из них был Александр Людвигович Штиглиц. Российское государство всегда оказывалось на особом положении у Всевышнего и соответствующе одаривалось замечательными, талантливыми людьми. Если их не взращивала земля русская, то судьба закидывала будущих деятелей из других государств. Так случилось и с немецким семейством Штиглиц, которому перст господний указал следовать в Россию. Отец барона Александра Штиглица, Людвиг Штиглиц, приехал в Россию в 1803 году по поручению дяди и владельца банкирского дома Питера Кляйна в качестве мелкого биржевого маклера. И уже в 1805 году в Петербурге основан собственный торговый дом «Штиглиц и Ко». Людвиг Штиглиц заработал в России огромное состояние, при этом являясь постоянным кредитором Российского царского дома, меценатом и организатором многих благих дел. Обретя славу, он всегда оставался честным в делах и до конца был предан России. После смерти оставил единственному сыну Александру Штиглицу баронский титул, дарованный Императором, и огромное состояние. Имя Александра Штиглица тесно связано с историей Петербурга. Например, знаменитое Мухинское училище когда-то было основано на его собственные средства и именовалось как «Училище Технического рисования». И еще до середины прошлого века будущий художник в униформе и с портфелем кричал своему приятелю в раскрытое окно второго этажа: «Айда в Штиглиц». А столичные театры целые сезоны жили на его пожертвования. Здесь стоит заметить, что у барона Штиглица было чрезвычайно тонкое восприятие мира. Он был замкнут, молчалив и большинству непонятен. Основные заслуги этого человека в рамках государства были связаны с его финансовыми успехами. Действительно, достойный продолжатель дел своего отца, Александр Штиглиц был талантливым финансистом и никогда не жалел средств на развитие экономики и промышленности России. В последствии он стал первым управляющим Государственного Банка России. Ивангород привлек Александра Людвиговича именно своими водопадами. Благодаря энергии, вырабатываемой ими, можно было создать фабрику по производству сукна. И фабрика была создана. В числе нескольких наименований производимого сукна, там выпускалась также парусина. С тех пор район, где располагалась суконная фабрика Штиглица, называется, и по сей день, Парусинка. В этом же районе располагалось имение владельца фабрики. Александр Людвигович Штиглиц был ценителем русского искусства в целом и русского зодчества в частности. Его дом на Парусинке воплотил в себе множество штрихов русской архитектуры.
Усыпальница семейства Штиглиц
Идея о создании храма живоначальной троицы у барона Штиглица возникла не случайно. Церковь была задумана как фамильная усыпальница. При приближении смерти супруги Каролины Александр Людвигович отправляет прошение митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому о создании храма. Митрополит дает положительный ответ, и барон приступает к делу. К строительству был привлечен известный в то время архитектор Александр-Георг Кракау, который в качестве прообраза строящейся церкви выбирает московский храм Святой Троицы на Берсеневке XVII века, и его помощник Иван Стефаниц. Храм располагался в южной части парка имения барона. Роли архитекторов распределились вполне логично: А. Кракау был генератором идей, И. Стефанец их с блеском воплощал. Строительство храма шло быстро, на все работы ушло чуть более двух лет, – Александр Штиглиц имел четкое представление о строящемся храме. Но жена Каролина не дожила до окончания строительства. Видимо, это печальное событие явилось некоторой причиной такого быстрого строительства. Еще одной причиной строительства храма было то, что ближайшая церковь для рабочих фабрики находилась в трех километрах от их поселка. Барон Штиглиц строил церковь, также думая о них. Немало сил и средств было потрачено на строительство и отделку внутреннего пространства храма. Оно делилось на четыре основных пространственных объема. Трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом, в которую сразу попадает входящий в храм; центральная часть, перекрытая парусным сводом, и два симметричных нефа (северный и южный), опирающиеся на четыре колонны. Настоятель храма Ростислав Лозинский подчеркивал, что «четыре ажурные колонны с лепными капителями и шестью бронзовыми люстрами был сооружены по образу портиков константинопольской св. Софии, шедевра византийского зодчества. Все внутренние боковые двери и проемы также, подобно византийскому первоисточнику, образованы арками. Византийскую тему продолжали и витражи нижнего ряда окон, мраморный с рисунком в шашечку пол, а также скупая декоративная отделка и орнаментальные росписи стен. Центральный объем освещало главное бронзовое позолоченное паникадило с восемнадцатью подсвечниками со стеклами. Таким образом, архитекторы через внешнюю отделку храма показали связь с истоками русских мотивов архитектуры, а через интерьер – связь с истоками этих мотивов. Храм был построен из кирпича и отштукатурен. На каждом кирпиче было выбито БШ – барон Штиглиц.
Разрушение храма
Известно, что во время Великой отечественной войны Нарва и Ивангород пострадали более других городов. Храм живоначальной троицы разрушился в меньшей степени. Об этом говорит тот факт, что после войны первая служба была проведена именно в этом храме. По воспоминаниям настоятеля Ярослава Лозинского (1976), когда храм оказался в зоне строительства Нарвской ГЭС (1951-1955), «советские варвары» разрушили все, что можно. Три из пяти глав были снесены, стены и крыша во многих местах повреждены, портал входа в склеп разрушен, гробницы сдвинуты с места и осквернены. Здесь не осталось ни одного деревянного предмета – все было, по-видимому, пущено на отопление. Существуют также свидетельства очевидцев того, что рабочие во время строительства бульдозером сдергивали церковные маковки на металлолом. Храм в это время использовали в качестве хранилища. Безусловно, строительство ГЭС сказалось на рельефе местности – он изменился. В церковь стали поступать грунтовые воды. Война, варварские действия строителей, поднимающаяся вода сделали свое дело – Храм стал разрушаться. Когда в начале августа этого года в Ивангороде собрались меценаты, храм представлял собой уже другое зрелище. Силами настоятеля и прихожан вода была откачана, приведена в порядок усыпальница и восстановлены купола. Косметический ремонт пока не начинали. Сейчас ведутся работы по восстановлению интерьера церкви. Нынешний настоятель, отец Александр, говорит, что церковь застал в плачевном состоянии. И оказалось, что помощи ждать неоткуда. Все делали своими силами. Наконец, благодаря инициативе Центра национальной славы, о храме вспомнили. В церкви живоначальной троицы проводятся службы, и для прихожан это место поистине свято, потому что каждый кирпич им пришлось чистить собственными руками.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(no subject) - gianniyjoce - Jan. 31st, 2012 08:43 pm (UTC) - Expand
lifedrive
Feb. 18th, 2012 08:03 am (UTC)
Re: Хороший блог!
Спасибо)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Жара
lifedrive
lifedrive

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel